Большинство покупаемых нами японских автомобилей укомплектованы автоматической коробкой переключения передач (АКПП). Использование автоматической коробки делает езду более комфортной и простой (что немаловажно для начинающих водителей). Современные японские автоматические коробки передач совмещают в себе комфортность и экономичность автоматической и приемистость ручной коробок передач. Однако не все счастливые обладатели автомобилей с "автоматом" имеют представление о том как пользоваться данным агрегатом и какие дополнительные приятные функции есть у "коробки-автомат". О чем мы Вам собственно сейчас и расскажем.
Двигатель автомобиля необходимо запускать в положении P - парковка, либо N - нейтраль (желательно с постановкой на ручной тормоз).
В управлении участвует только правая нога, а левая отдыхает.
Для того, чтобы привести в движение автомобиль, переключите рычаг переключения коробки в положение D (движение), удерживая ногу на педали тормоз. Плавно отпустите тормоз. Автомобиль начнет двигаться. Педалью газ увеличивайте скорость по необходимости. Передачи будут переключаться сами, без каких либо ваших дополнительных манипуляций.
Хотите замедлить движение или остановиться? Ослабьте нажатие на педаль газа или вообще отпустите. Передачи будут переключаться в нисходящем порядке, осуществляя торможение двигателем. Для более эффективного торможение плавно нажмите на педаль тормоза. Внимание: резкое нажатие на педаль тормоза может привести к аварийной ситуации!
После остановки коробка остается в положении D. Для возобновления движения снова уберите ногу с педали тормоз и нажмите на газ. В положение P необходимо переключаться при долгих остановках.
А вот теперь мы расскажем подробнее про положения (диапазоны) и их особенности.
Рычаг выбора диапазона (положения) - это непосредственно рычаг, которым вы выбираете то или иное положение коробки передач, не забывая нажать на большую кнопку на нем.
Положение "P" - Парковка
Выбирается при длительной стоянке автомобиля. В этом положении движение автомобиля невозможно (однако на больших уклонах желательно дополнительная фиксация автомобиля с помощью ручного тормоза). В этом положении разрешен запуск двигателя.
Положение "R" - Задний ход
Перевод рычага в положение "R" во время движения может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии. Поэтому перед тем как перевести рычаг в данное положение, полностью остановите автомобиль. В этом положении запуск двигателя невозможен.
Положение "N" - Нейтральная передача
В этом положении вращение двигателя не предается колесам, а автомобиль может свободно перемещаться. Ни в коем случае не оставляйте выключенный автомобиль в этой позиции, так как он может самопроизвольно скатиться. При остановке на светофоре не нужно переключаться на данный режим, кроме случаев, когда вы долго простаиваете в пробке. Только в данном режиме разрешается буксировка автомобиля. На этом режиме разрешен запуск двигателя.
Положение "D" - Движение вперед
Основное положение для движения автомобиля вперед, причем передачи переключаются автоматически с 1 по 4 (если четырехскоростная коробка передач) или с 1 по 3 (если трехскоростная).
"D3" или "3" - пониженная передача
"Автомату" разрешено движение на первых трех передачах. Рекомендуется использовать при движении по холмистой дороге или в условиях частых остановок.
"D2" или "2" или "S" - пониженная передача
"Автомату" разрешено движение только на первой и второй передачах. При нажатой педали газа автомобиль движется на второй передаче, а при отпускании, по истечении нескольких секунд, происходит торможение двигателем и переключение на первую передачу, что дает возможность реже использовать тормоза. Наиболее целесообразно этот режим использовать при езде по скользкой дороге и на извилистых горных дорогах. Переключение на третью и четвертую передачи "автомату" запрещено.
"D1" или "1" или "L" - пониженная передача
"Автомату" разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется при движении на крутых спусках.
Категорически запрещается при движении вперед переводить рукоятку в положения "Р" и "R". В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке автоматической коробки передач. Кроме того, не рекомендуется во время движения переводить рукоятку в положение "N", поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем и резкое торможение может вызвать занос автомобиля. А во все остальные положения можно спокойно переходить и при движении автомобиля. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так перевод из положения "D3" в положение "D2" увеличит эффективность торможения двигателем.
У автоматической коробки есть несколько полезных режимов.
"Overdrive" или "O/D" - повышенная передача
Если сравнивать с ручной коробкой передач, то это аналог пятой передачи. Повышающую передачу рекомендуется использовать для размеренной, экономичной езды на магистрали.
Включается путем нажатия маленькой кнопки на рукоятке выбора или рядом с ней. При этом индикатор "O/D off" на панели приборов отключается. Переключение на повышающую передачу возможно только в положении "D".
"Hold" или "W" или "Winter" - зимний режим.
Специальный режим для трогания с места на скользкой (обледенелой) дороге. Включается соответствующей кнопкой (встречается только на коробках с электронным блоком управления)
"N", "NORM", "E", "POWER", "S", "SPORT", "AUTO", "A/T MODE" и т.п. - дополнительные программы переключения передач:
"N" - нормальный,
"Е" - экономичный,
"S" - спортивный.
Экономичная программа. Программа настроена на обеспечение движения с минимальным расходом топлива. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер.
Спортивная программа. Эта программа настроена на максимальное использование мощности двигателя. Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с экономичной программой, значительно большие ускорения.
Внимание: расход топлива в большей степени зависит от манеры езды. Так резкие разгоны и резкие остановки приводят к большему расходу горючего, чем плавная езда.
"Типтроник" или "Tiptronic"
Это система управления работой автоматической коробкой передач, в которой на ряду с автоматическим, предусмотрен и полуавтоматический режим управления, при котором команду на переключение передачи дает водитель, а качество этих переключений обеспечивает система управления. В зависимости от производителя этот режим имеет разные названия (Autostick, Steptronic, Tiptronic), реализуется он только на автомобилях, имеющих электронную систему управления АКПП, и то не на всех. В автомобилях оборудованных такой системой рычаг переключения имеет специальное положение, в котором включается этот режим. Например в Тойоте Селика рычаг необходимо переместить вправо в положении "D". Относительно этого положения есть два противоположных, не фиксируемых положения рычага. Эти положения имеют обозначения "+"("Up") и "-"("Dn"), соответственно для переключения на более высокую или более низкую передачу. Соответствующие кнопки есть на руле.
Обгон.
"Кикдаун" или "Kickdown" - принудительное переключение на пониженную передачу
Если во время движения нажать до упора педаль газа "в пол" и удерживать, то в коробке передач произойдет переключение на одну или две передачи вниз. При этом на секунду коробка "задумывается", после чего происходит резкое ускорение. Этот режим рекомендуется использовать для получения более высоких значений ускорения, что бывает полезным, например, во время обгона. Обратное повышающее переключение в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль газа, то коробка передач перейдет в штатный режим работы.
Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного понижения передачи ведущие колеса могут начать буксовать, что может привести к возникновению заноса.
Буксировка.
Буксировку осуществляйте при работающем двигателе и установке рычага в положение "N".
На самом деле разные автомобили можно буксировать на разные расстояния: некоторые не более 25 км, некоторые и до 100 км. Все зависит от модели коробки передач. Рекомендуем не превышать при транспортировке 20-30 км/ч и расстояние не более 30 км. Лучше воспользоваться эвакуатором.
Дело в том, что в автоматической коробке смазка осуществляется принудительно, т.е. масло подводится к каждой паре трения под давлением. Если трансмиссия неисправна, значит, нет уверенности в наличии смазки. Правда, косвенно работоспособность насоса оценить можно. Надо сравнить уровень масла при заглушенном и работающем моторе. Если уровень не меняется, о буксировке даже и не думайте.
Есть еще один способ буксировки автомобиля с вышедшей из строя АКПП. Налейте максимально в АКПП масло, что обеспечит хоть какую-то смазку всех ее деталей.
Когда вы буксируете прицеп либо другой автомобиль, надо помнить, что чем выше нагрузка, тем больше выделение тепла в гидротрансформаторе. Лучше это делать в положении "D3" или "D2". Если вы постоянно пользуетесь прицепом, подумайте об установке дополнительного радиатора в систему охлаждения АКПП. Кроме того, в случае длительного буксирования прицепа использование повышающей передачи нежелательно.